Активность речевого общения в английском языкеДля себя я выделила две группы взрослых учащихся, которым нужен репетитор разговорного английского, то есть языка повседневного общения.

В первой группе находятся начинающие или владеющие языком на элементарном уровне. Основная цель – изъясняться на английском во время туристических поездок или посещения родственников, проживающих за рубежом. В качестве примера могу привести свою маму, которой уже в зрелом возрасте пришлось учить английский с нуля из-за частых поездок в Хьюстон, где проживает моя сестра. В данном случае речь шла об умении поздороваться/попрощаться, попросить еду/напитки в самолете, объясниться с соседями/бэбиситтером и проч. Написание деловых (и каких-либо других) писем, как можно догадаться, в ее планы не входило, также как и покорение вершин английской грамматики.

Ко второй группе относятся те, кто уже неплохо знает язык, но испытывает явные проблемы с разговорной речью. Например, одна моя знакомая учила английский в школе и в институте, регулярно читала художественную и специальную литературу на английском, но не могла свободно говорить. С одной стороны, это было связано с отсутствием разговорной практики, с другой – с особенностями преподавания иностранных языков в советские времена, когда основной целью преподавателей было научить читать и переводить со словарем, а никак не общаться. Занятия с репетитором помогли ей побороть пресловутый языковой барьер за несколько месяцев.

Каким требованиям должен отвечать репетитор разговорного английского?

Почему-то считается, что для такой «облегченной» версии курса английского языка подойдет преподаватель с любой квалификацией, включая студентов языковых и других вузов. Это совсем не так. Репетитор разговорного английского, как и его коллеги, должен иметь соответствующее образование и регулярно проходить специальные тренинги.

Если речь идет о преподавателе-носителе языка, то он обязательно должен иметь сертификаты, дающие ему право преподавать английский (CELTA, к примеру), и опыт работы в этой области. Ведь уметь свободно говорить на языке и научить этому другого человека – разные вещи. Занятия с такими специалистами по определению не могут стоить дешево, даже если обучение ведется по Скайпу.

Русскоязычные преподаватели разговорного английского

Методические пособия +по английскому языку для учителейЧто касается русскоязычного репетитора, то он, прежде всего, должен владеть английским языком на уровне носителя языка, регулярно практиковаться в нем в своей обычной жизни, а также хорошо знать все современные методики. Только в этом случае вы услышите на занятии фразу: «Да, с точки зрения грамматики вы сказали все правильно, но так не говорят». Это значит, что вас научат не языку «по учебнику», а живому, естественному английскому, на котором говорят современные жители нашей планеты. Далеко не все наши преподаватели, даже самые опытные, могут справиться с такой задачей. К примеру, преподаватель экономического перевода в престижном московском вузе вряд ли сможет вас научить разговорному английскому языку. Конечно, здесь тоже есть свои исключения. Например, в случае наличия у данного преподавателя возможностей для регулярной разговорной практики вне работы.

Существует множество способов самостоятельно улучшить свой разговорный английский: посещать чат-клубы, чаще выезжать за границу, найти англоязычных друзей в интернете и т.д. Для этого не нужен репетитор. Если ваша цель – выйти на новый, более свободный, уровень владения языком в поставленные сроки, одного общения будет явно недостаточно.